ASGTeam - трофи рейды, ралли рейды, джип триалы
Добавить в избранное   Сделать стартовой страницей
Просмотров 889
Просмотров 610
Просмотров 503
Просмотров 551
Просмотров 909
Просмотров 430
Просмотров 351
Просмотров 315
Просмотров 282
Просмотров 192
 
   
Íàéòè!






 

НА ЧЕМ нынче модно ЕЗДИТЬ В АФРИКУ?

 
27 декабрь 2009
НА ЧЕМ нынче модно ЕЗДИТЬ В АФРИКУ?

Михаил Ласточкин.

За три проведенных «Командой ASG» экспедиции «Москва – Карфаген», кульминацией которых неизменно становилось преодоление солончаков Туниса и песков Сахары, на Черном континенте побывали самые различные внедорожники – от абсолютно гражданского VW Touareg до бескомпромиссных «проходимцев» LR Defender, оборудованных всеми опциями из прайс-листа компании ARB RUS. Какой же автомобиль предпочесть для путешествия в Африку? В рассказе о третьей поездке в Тунис мы постараемся ответить на этот вопрос.

Экспедициономобиль

Требования, предъявляемые к идеальному транспортному средству повышенной проходимости для путешествий с элементами бездорожья, чаще всего взаимоисключающие. Машина должна быть большой и иметь хороший внутренний объем, чтобы поместился весь необходимый для дальней и длительной поездки «шмурдяк» (посконное джиперское определение всего, что необходимо или желательно иметь в автомобиле) и дополнительный запас топлива, в то же время колесная база и свесы автомобиля должны стремиться к разумному минимуму, чтобы обеспечить высокую проходимость. Узлы и агрегаты обязаны быть максимально надежны, нужно иметь лебедку и другое тяжелое навесное оборудование, при этом внедорожник должен быть легким. Увеличенный дорожный просвет и большие колеса помогают вне дороги, но ухудшают поведение машины на шоссе. Резина должна обеспечивать достаточные сцепные свойства и на солончаке, и в песках, хорошо «плющиться» и не разбортироваться при крайне низком давлении, в то же время хорошо вести себя на асфальте и не утомлять экипаж на высоких скоростях. Мотор должен быть мощным, чтобы машина не тормозила колонну на асфальте и уверенно чувствовала себя на крутых склонах барханов, но экономичным. Перед тем, как съехать с дороги на солончак или забраться на дюну, участники пробега «Москва – Карфаген» наматывают более 4 000 километров по асфальту Европы и Северного Туниса с достаточно большими дневными пробегами. «Дальнобой» - занятие утомительное, так что эргономика рабочего места водителя становится важной составной частью безопасности путешествия. Кроме того, африканское бездорожье основная, но отнюдь не единственная цель экспедиции, из отпуске многие хотят вернуться если не отдохнувшими физически, то хотя бы не запредельно уставшими, поэтому общая комфортность автомобиля также играет роль.

Корабли пустыни

«Флот» экспедиции на этот раз состоял из очень разных «кораблей пустыни». «Линкорами» были внушительные по габаритам и хорошо вооруженные Hummer H3 и Toyota LC 200. Штатный Hummer Светланы и Игоря Горшковых был дооборудован лебедкой, экспедиционным багажником, получил новую подвеску и был переобут в Mickey Thompson Baja ATZ Radial Plus. С «Тойотой» Михаила Пекелиса и Артура Жолткевича установка силовых бамперов ARB сделала практически невозможное – на «Двухсотку» теперь можно смотреть без саркастической улыбки! Машине словно сделали липосакцию - она стала более поджарой, мускулистой. А лебедка, шноркель, «допсвет» и черные колесные диски сделали облик LC200 боевым и даже привлекательным.

Два «конгруэнтных» - отличающихся только бортовыми и государственными номерами – Range Rover Sport в карфагенской флотилии можно сравнить со стремительными эсминцами. Благородный темно-оранжевый цвет и фирменный лендроверовский обвес – шноркель, багажник, лесенка, люстра с фарой-искателем и мощная антенна с электроприводом - делали сладкую парочку Вячеслава Резчикова, Владимира Ахундова, Андрея Родионова и Сергея Мадорского желанным объектом для фотосъемки. Внедорожный антураж машин получился очень агрессивным, однако, первый вопрос: «Не встает ли на них более высокопрофильная резина?» прозвучал от опытных коллег по экспедиции задолго до съезда автомобилей с асфальта. Выяснилось, что установленные в данной комплектации суппорты Brembo ограничивают минимальный диаметр колесного диска 19 дюймами. Забегая вперед, стоит отметить, что вынужденная установка низкопрофильной резины создавала проблемы обоим экипажам. Зато на асфальте «Спорты» были самыми комфортными.

Также к быстрым эсминцам стоит причислить и Jeep Wrangler Rubicon Unlimited. Именно на этот внедорожник поменял свой Defender после весенней экспедиции один из организаторов пробега Ян Хайцеэр. Причиной отказа от «английского уазика» в пользу американского стало желание улучшить условия путешествия. Естественно, являясь директором ARB RUS, Ян максимально оснастил свой Wrangler продукцией знаменитой австралийской фирмы. Мешало только отсутствие возможности установить экспедиционный багажник на разборную крышу «Рубикона» - в небольшой салон машины, объем которого к тому же ограничен сложенным тентом, много не положишь! Тем более что в экипаже «Безлимитного» джипа были сразу два штурмана – Илья Дрейер и Евгений Харченко.

Два Land Rover Defender 110 могли бы выступать в роли тральщиков – помогать вытаскивать застрявших товарищей тросами своих лебедок, да как-то не пришлось. Серый «Деф» считался флагманским, поскольку его рулевым был огранизатор и идейный вдохновитель экспедиции Роберт Санакоев. Машина использовалась и как сухогруз – для сбора дров(!) в пустыне – кожаные салоны остальных авто экспедиции были плохо приспособлены для этих целей.

Дооснащение «Дефендера» Роберта было «минимально необходимым» - подвеска, силовой бампер с лебедкой, шноркель, свет, блокировки. В качестве эксперимента Роберт третий раз отправляется в дальний путь на резине разных производителей штатной размерности. Пока из протестированных Grabber, Mickey Thompson и Michelin лучшим признаны покрышки MT. Красный Defender Алексея Белевича и Дмитрия Савельева был в комплектации «Максимум от ARB» - тот же комплект, что у Роберта, плюс экспедиционный багажник с палаткой Maggiolina, задний бампер с лебедкой и более уместные покрышки MT Baja ATZ Radial+.

Но самым ярким «плавсредством» флота экспедиции стала «желтая подводная лодка» - Jeep Rubicon Юрия Макаренко. В песках короткобазный автомобиль постоянно находился в движении, неожиданно выныривал из-за одного бархана, чтобы тут же погрузиться за другим. Тюнинг этого внедорожника был наиболее радикальным. Желтый «Рубикон» c черным тентом был единственным автомобилем, подготовка которого проходила не у специалистов фирменной станции ARB (не поэтому ли еще на европейском асфальте начала разваливаться задняя «калитка» с запаской?!). По спецзаказу Юрия машину отлифтовали, поставили удлиненные пружины, спортивные амортизаторы Fox с расширительными бачками, усиленные продольные рычаги и 32-дюймовые колеса BF Goodrich AT. Впускной тракт обогатился шноркелем и получил фильтр нулевого сопротивления(!), правда, расположившийся в собственном пластиковом корпусе. Из более традиционных для экспедиционного автомобиля доработок следует отметить силовые бамперы, ксенон «Союз 96» и отличный компрессор с емким ресивером.

Машина получилась очень заводной, с ярким живым характером. На песке и корке солончака легкий и мощный Rubicon не знал себе равных. Но для экспедиций он совершенно не подходит – на асфальте экипаж ощущает каждую мельчайшую ямку и незаметный стык дорожного покрытия, причем не только местом соприкосновения с подушкой сидения, а всем телом! Короткая база ухудшает управляемость, в салоне крайне мало места, «молнии» тента ничем не защищены (для присвоения вещей из салона злоумышленнику не нужно даже резать ткань). Но самый большой недостаток – запас хода бензинового «Рубикона» не превышает 400 километров! Для Сахары, где предпочитают дизтопливо, а заправки находятся на приличном расстоянии друг от друга, это очень мало. А места для канистр в маленьком «Рубиконе» просто нет!

Респект!

За два предыдущих путешествия в Тунис «Команда ASG» накопили хороший опыт, поэтому на этот раз многих проблем с организацией удалось избежать. Отсутствие языкового барьера, а также решение массы административных вопросов – заслуга менеджера-полиглота Ирины Валуевой. Благодаря качественной проработке маршрута и грамотным действиям на бездорожье (сказался большой джиперский опыт), заслуженным уважение участников пользовался Александр Давидюк. Сильной стороной была и медицинская поддержка экспедиции, поскольку среди экспедиционеров были сразу два профессора медицины – Галина Селиванова и Сергей Мадорский! И отдельное спасибо хочется сказать (а также напроситься в следующую экспедицию – в Алжир, Ливию или Марокко) людям, без которых это интереснейшее путешествие было бы просто невозможно - Роберту Санакоеву и Яну Хайцеэру.

По северу Туниса

Пробег от Москвы до Марселя - места погрузки на идущий в Тунис паром – прошел без происшествий, и 6 ноября началась африканская часть автоприключения. Первая ночевка ждала путешественников в городке Табарка, по дороге к которому была остановка на месте паломничества всех экспедиций «Москва – Карфаген» - у православного храма Александра Невского в Бизерте.

Во второй день пребывания на земле Черного континента участники занимались автоальпинизмом – штурмовали на машинах высшую точку Туниса гору Джебель Эль Шамби. Последнюю сотню метров склона пришлось преодолевать без дороги, буквально прыгая по камням. С помощью подсказок организаторов – Роберта Санакоева и Александра Давидюка – машины поднялись на самую вершину, а затем аккуратно спустились обратно. Интереснее всего было наблюдать за огромным «Хаммером», водительское кресло которого в этот день досталось Светлане. «Рояль» (именно такой позывной H2 получил за свои габариты и элегантность) уверенно справился с задачей, доставив впервые занимавшейся «горовосхождением не выходя из-за руля автомобиля» Свете массу положительных эмоций. Понравилась процедура и остальным пилотам.

Приключения начинаются

На третий день пребывания в Африке участники экспедиции добрались до Сахары. Традиционная для пробега «Москва – Карфаген» разминка перед преодолением пустыни – подъем и спуск по крутым грунтовым склонам и первым на маршруте песчаным дюнам – не менее традиционно переросла в удалые молодецкие забавы. Разрезвившиеся пилоты носились по барханам, прыгали с трамплинов и крутили стритрейсеровские «пятаки». В прыжках в высоту больше других преуспел Слава – Range Rover, совершив рекордный прыжок, бесспорно, стал чемпионом! Осмотр машины после приземления показал, что Sport с честью выдержал нелегкое испытание – кроме разбитого отвязавшейся и упавшей с багажника канистрой отражающего элемента зеркала и изрядно поцарапанной камнями защиты картера с машиной ничего страшного не случилось.

Засада!

После посещения декораций «Звездные войны», участники экспедиции прибыли к самому большому в Тунисе солончаку Шотт Эль Джерид. К сожалению (а возможно и к счастью, кто знает?), намеченный маршрут преодоления солончака оказался закрытым – военные на посту, который год назад мы проехали беспрепятственно, на сей раз были непреклонны – после прошедших обильных дождей движение по Эль Джериду крайне опасно! Мы уже знали о стихийном бедствии в этом регионе – переезжая абсолютно сухое русло речки у города Гафса, мы слушали рассказ нашего гида Риада о том, что за две недели до этого из-за дождей уровень воды поднялся на несколько метров, в результате чего погибло и пострадало около 40 человек. Ехать напрямик действительно было опасно, но у опытных организаторов был запасной маршрут. Однако события развивались таким образом, что не понадобился и он. После неудачной попытки съехать на бездорожье, колонна повернула на единственную асфальтированную дорогу, пересекающую Шотт Эль Джерид.

По обеим сторонам шоссе почти до горизонта искрилась на солнце сухая соль. Весной картина была другая, но не менее красивая – весь солончак был покрыт слоем воды, в которой отражались живописные облака и возникали миражи.

Время подходило к обеду, поэтому решено было организовать «пикник на обочине», то есть съехать на солончак рядом с трассой и уничтожить несколько сухих пайков, слегка освободив тем самым место в машинах. Только утолив голод, некоторые участники смогли оценить красоту окружающего их ландшафта и решили сфотографироваться на фоне проступающей сквозь полуденное марево горной гряды. Горы оказались далековато, решено было подъехать к ним поближе…

Возле асфальта соленый наст хорошо держал машины, однако, по мере удаления от шоссе верхняя корка начала проламываться, а слой красноватой грязи под ней становился все более насыщенным водой. На глазах у изумленных организаторов, не успевших пресечь всплеск опасного влечения джиперов к искусству светописи, «Тойота» и один из «Спортов» надежно засели в солончаке. Нужно сказать, что любители запечатлевать себя для истории достигли поставленной цели – интересных фотографий теперь много, и на фоне гор, и без них. Белоснежная соленая корка была похожа на лед, а застрявшие машины ассоциировались с зажатым льдом «Челюскиным». Место было гиблое – поспешивший на выручку легкий Rubicon также «прилип». Не смог добраться до «челюскинцев» и Defender Роберта, не позволила узкая резина. Оценив ситуацию, джиперы решили сначала освободить наименее погруженный в соленую грязь легкий Rubicon. Протянутых навстречу тросов двух лебедок и одного удлинителя хватило, чтобы вытянуть Jeep на относительно сухое место, правда, при этом разбортировалось спущенное до пол-атмосферы колесо. Мощный компрессор быстро сделал свое дело, и машина самостоятельно выдвинулась на исходную позицию для вытягивания «Спорта». Но для такого подвига одной машины было мало, Range сидел основательно, и легкая машина притягивалась к нему. Заякориться посреди соленой пустыни было не за что.

Ощущалась нехватка настоящих металлических трапиков – были только менее эффективные в данных условиях гибкие ленточные сэнд-траки. Кстати, очень неплохо зарекомендовал себя надувной домкрат – благодаря большой площади опоры он не проламывал наст. Выяснилось, правда, что раструб его шланга надежно налезает на выхлопную трубу только одной из застрявших машин. Хорошо, что конструкцией домкрата предусмотрен штуцер для обычного компрессора.

С самого начала процесса в ход пошли лопаты, копали все и с видимой охотой. Обычные в таких случаях шутки и смех делали атмосферу спасательной операции теплой и дружественной, несмотря на сгущающиеся сумерки. В конце концов «Спорт» был эвакуирован лебедками сразу трех машин! Остался последний, но самый тяжелый автомобиль - LC 200. При маневрировании для освобождения «Тойоты» подсел и второй Range Rover, доведя тем самым общее количество застревавших в этот день автомобилей до шести. Это стало рекордом, поскольку в первой экспедиции обездвиженными в солончаке оказались только 5 машин! В полной темноте грязные внедорожники выбрались на шоссе, чем сильно удивили местного жителя, считавшего, что из мокрого солончака достать машины вообще не получится.

Ночью в оазисе

На следующий день начались пески Большого Сахарского Эрга. От Дуза до оазиса Ксар-Гилан машины иногда подсаживались на песчаных переметах, и экипажи помогали друг другу. К вечеру караван прибыл в Эль-Борму, где джиперам предстояло провести две ночи в палатках. Правда, не всем. Игорь и Светлана предпочли разгрузить багажник и сложить заднее сидение своего «Хаммера» – получилось большое пространство с абсолютно ровным полом – и с комфортом устроились спать в своем «Рояле». Алексей жил на крыше – минута вращения ручки, и установленная на багажнике Maggiolina распахнула свои матерчатые двери. Остальные джиперы ночевали в палатках самых разных конструкций, от маленьких самоустанавливающихся Quechua до двухкомнатных вилл.

Царь горы

Поскольку экспедиция «Москва – Карфаген» проходит под эгидой Российской автомобильной федерации, а организаторы пробега – известные спортсмены, дневка была посвящена соревнованию, точнее - игре в Царя горы. На вершине расположенной рядом с оазисом Эль-Борма дюны был водружен флаг РАФ, а задачей участников было добраться до него и сфотографироваться. Кто первый, тот и победил. Большинство джиперов только начали подъем и преодолели несколько ярусов дюны, когда рядом с флагом всплыла Желтая подлодка - царем горы стал Юрий и его реактивный Rubicon! Мало того, до конца контрольного времени выступавший без штурмана Макаренко успел спуститься вниз и подняться на вершину с другой стороны.

Экипажи тяжелых Toyota и Hummer действовали наверняка – внимательно просматривали дорогу и двигались только вместе, чтобы в случае чего поддернуть застрявшую машину стропой или подтащить лебедкой. По другому склону пробирались к вершине два «Спорта». И совсем своей дорогой пошел Ян. К сожалению, никто из участников соревнования, кроме Юры, в течение контрольного времени у флага не появился – песок был более рыхлым и сыпучим, чем в марте.

Вторая половина дня предполагала расслабленный отдых, но, ощущая близость настоящих сахарских барханов, джиперы не усидели на месте – внедорожники вновь оказались на склоне дюны. Теперь все двигались одной колонной, коллективно выбирали траекторию движения и вместе копали. Медленное, но уверенное продвижение вверх смогло остановить только скрывшееся за горизонтом солнце. Выше всех, если, конечно, не считать носившийся вокруг колонны Rubicon, забрался Hummer. Получившие огромное удовольствие экипажи внедорожников спустились в лагерь.

Релакс

На обратном пути участники экспедиции посетили еще одну площадку с декорациями «Звездных войн», посмотрели на римский амфитеатр в городке Эль-Джем и познакомились с подземными жителями – троглодитами, после чего целыми и невредимыми добрались до берега Средиземного моря, в город Сусс. Оставалось только перебраться в Хаммамет чтобы предаться расслабленному отдыху и неактивному шопингу. Но полученные (или закрепленные) в путешествии внедорожные навыки не позволили джиперам спокойно релаксировать в тенечке. Поскольку рядом есть море – есть и песок! А если есть песок – значит, есть, где застрять. Застрельщиком выступил неугомонный Юра – заехав в море для эффектного кадра, самостоятельно выбраться на берег он уже не смог. На призыв с готовностью откликнулись экипажи «Спортов», и уже через пять минут несколько экспедиционеров весело толкали Range по пляжу. Подсел и Rubicon Яна. В общем, хорошо отдохнули.

В заключительный день состоялась экскурсия в бело-голубой городок Сиди-Бу-Саид и осмотр развалин Карфагена.

На чем поехать в Африку

Технических неприятностей в третьей экспедиции «Москва – Карфаген» было совсем немного. Учитывая очень активный стиль езды Юрия, загнутое неусиленное крепление усиленного продольного рычага можно считать мелочью. Больше смутили RR Sport. Две пробитые на грейдерах боковины низкопрофильных колес – вполне предсказуемый результат (плюс к этому, на африканском шиномонтаже, не зная как подойти к диковинным колесам, первым делом сломали ниппель с датчиком давления воздуха). Больше не понравилась вынужденная остановка из-за неисправности пневмоподвески одного из англичан. Машина опустилась в нижнее положение, что на грейдере было опасно. Возможно, виноват был залепленный грязью в солончаке компрессор. Кроме того, периодически загорались контрольные лампы неисправности двигателей и КПП, а в выхлопе постоянно присутствовал темный дым. Скорее всего, в этом повинно качество местного топлива, однако у других автомобилей всех трех экспедиций этого не наблюдалось. Собственно, на этом технический журнал экспедиции можно закрыть. Все остальные машины справились с задачей хорошо. Hummer приковывал взгляды местных жителей, но всегда заставлял помнить о количестве бензина в баке. Rubicon Unlimited комфортен, однако вопреки названию, объем его салона совсем не «беспределен», а багажник установить сложно. Внедорожный потенциал «Дефендера» в такой группе избыточен, а комфорта и скорости на магистралях часто не хватает. На наш взгляд, в Африке более уместен Discovery IV, чем RR Sport, по крайней мере, на него встают 16-дюймовые диски, да и в остальном он более приспособлен к преодолению бездорожья. Land Cruiser, как и участвовавший в прошлом пробеге Patrol, пожалуй, хороший выбор для поездки в пустыню через всю Европу. Кроме большого веса, предъявить этим машинам нечего. Однако управляемый опытнейшим экипажем Nissan в прошлой поездке не то, что не отставал от других автомобилей – главным образом помогал им в сложных ситуациях. Так на чем же стоит ехать в Африку? Вопрос правильный, поскольку в нем уже содержится посыл, что ехать все-таки стоит! Наш взгляд на оптимальный для подобного путешествия автомобиль таков. Прежде всего, это внедорожник (в смысле, не паркетник). Возраст, может быть, и не обязательно совсем детский, но точно не преклонный. Предпочтителен дизельный двигатель и хороший запас хода. Длинная база – залог того, что влезет весь необходимый «шмурдяк» и останется место для сувениров. Желательно поставить на машину усиленную подвеску, добавить блокировки, лебедку и обуть в относительно широкую резину, хорошо работающую на низком давлении. После продолжительного консилиума лучшие умы экспедиции сошлись на том, что оптимальными будут покрышки All Terrain. Обязательным требованием является качественная подготовка автомобиля к путешествию. В Тунисе найти запчасти для Land Rover, Hummer или Jeep большая проблема, фирменные сервисные центры есть только в столице. А на нефирменном лучше всю работу делать самому, как поступил при ремонте колеса опытный Андрей Родионов, оценив квалификацию местных «мастеров».

  А самое главное, чтобы организатор экспедиции был опытным, грамотным и адекватным, хорошо знал специфику африканского бездорожья и мог оценить, насколько сложность маршрута соответствует возможностям вашего автомобиля!

Все новости
27 декабрь 2009
НА ЧЕМ нынче модно ЕЗДИТЬ В АФРИКУ?

Михаил Ласточкин.

За три проведенных «Командой ASG» экспедиции «Москва – Карфаген», кульминацией которых неизменно становилось преодоление солончаков Туниса и песков Сахары, на Черном континенте побывали самые различные внедорожники – от абсолютно гражданского VW Touareg до бескомпромиссных «проходимцев» LR Defender, оборудованных всеми опциями из прайс-листа компании ARB RUS. Какой же автомобиль предпочесть для путешествия в Африку? В рассказе о третьей поездке в Тунис мы постараемся ответить на этот вопрос.

Экспедициономобиль

Требования, предъявляемые к идеальному транспортному средству повышенной проходимости для путешествий с элементами бездорожья, чаще всего взаимоисключающие. Машина должна быть большой и иметь хороший внутренний объем, чтобы поместился весь необходимый для дальней и длительной поездки «шмурдяк» (посконное джиперское определение всего, что необходимо или желательно иметь в автомобиле) и дополнительный запас топлива, в то же время колесная база и свесы автомобиля должны стремиться к разумному минимуму, чтобы обеспечить высокую проходимость. Узлы и агрегаты обязаны быть максимально надежны, нужно иметь лебедку и другое тяжелое навесное оборудование, при этом внедорожник должен быть легким. Увеличенный дорожный просвет и большие колеса помогают вне дороги, но ухудшают поведение машины на шоссе. Резина должна обеспечивать достаточные сцепные свойства и на солончаке, и в песках, хорошо «плющиться» и не разбортироваться при крайне низком давлении, в то же время хорошо вести себя на асфальте и не утомлять экипаж на высоких скоростях. Мотор должен быть мощным, чтобы машина не тормозила колонну на асфальте и уверенно чувствовала себя на крутых склонах барханов, но экономичным. Перед тем, как съехать с дороги на солончак или забраться на дюну, участники пробега «Москва – Карфаген» наматывают более 4 000 километров по асфальту Европы и Северного Туниса с достаточно большими дневными пробегами. «Дальнобой» - занятие утомительное, так что эргономика рабочего места водителя становится важной составной частью безопасности путешествия. Кроме того, африканское бездорожье основная, но отнюдь не единственная цель экспедиции, из отпуске многие хотят вернуться если не отдохнувшими физически, то хотя бы не запредельно уставшими, поэтому общая комфортность автомобиля также играет роль.

Корабли пустыни

«Флот» экспедиции на этот раз состоял из очень разных «кораблей пустыни». «Линкорами» были внушительные по габаритам и хорошо вооруженные Hummer H3 и Toyota LC 200. Штатный Hummer Светланы и Игоря Горшковых был дооборудован лебедкой, экспедиционным багажником, получил новую подвеску и был переобут в Mickey Thompson Baja ATZ Radial Plus. С «Тойотой» Михаила Пекелиса и Артура Жолткевича установка силовых бамперов ARB сделала практически невозможное – на «Двухсотку» теперь можно смотреть без саркастической улыбки! Машине словно сделали липосакцию - она стала более поджарой, мускулистой. А лебедка, шноркель, «допсвет» и черные колесные диски сделали облик LC200 боевым и даже привлекательным.

Два «конгруэнтных» - отличающихся только бортовыми и государственными номерами – Range Rover Sport в карфагенской флотилии можно сравнить со стремительными эсминцами. Благородный темно-оранжевый цвет и фирменный лендроверовский обвес – шноркель, багажник, лесенка, люстра с фарой-искателем и мощная антенна с электроприводом - делали сладкую парочку Вячеслава Резчикова, Владимира Ахундова, Андрея Родионова и Сергея Мадорского желанным объектом для фотосъемки. Внедорожный антураж машин получился очень агрессивным, однако, первый вопрос: «Не встает ли на них более высокопрофильная резина?» прозвучал от опытных коллег по экспедиции задолго до съезда автомобилей с асфальта. Выяснилось, что установленные в данной комплектации суппорты Brembo ограничивают минимальный диаметр колесного диска 19 дюймами. Забегая вперед, стоит отметить, что вынужденная установка низкопрофильной резины создавала проблемы обоим экипажам. Зато на асфальте «Спорты» были самыми комфортными.

Также к быстрым эсминцам стоит причислить и Jeep Wrangler Rubicon Unlimited. Именно на этот внедорожник поменял свой Defender после весенней экспедиции один из организаторов пробега Ян Хайцеэр. Причиной отказа от «английского уазика» в пользу американского стало желание улучшить условия путешествия. Естественно, являясь директором ARB RUS, Ян максимально оснастил свой Wrangler продукцией знаменитой австралийской фирмы. Мешало только отсутствие возможности установить экспедиционный багажник на разборную крышу «Рубикона» - в небольшой салон машины, объем которого к тому же ограничен сложенным тентом, много не положишь! Тем более что в экипаже «Безлимитного» джипа были сразу два штурмана – Илья Дрейер и Евгений Харченко.

Два Land Rover Defender 110 могли бы выступать в роли тральщиков – помогать вытаскивать застрявших товарищей тросами своих лебедок, да как-то не пришлось. Серый «Деф» считался флагманским, поскольку его рулевым был огранизатор и идейный вдохновитель экспедиции Роберт Санакоев. Машина использовалась и как сухогруз – для сбора дров(!) в пустыне – кожаные салоны остальных авто экспедиции были плохо приспособлены для этих целей.

Дооснащение «Дефендера» Роберта было «минимально необходимым» - подвеска, силовой бампер с лебедкой, шноркель, свет, блокировки. В качестве эксперимента Роберт третий раз отправляется в дальний путь на резине разных производителей штатной размерности. Пока из протестированных Grabber, Mickey Thompson и Michelin лучшим признаны покрышки MT. Красный Defender Алексея Белевича и Дмитрия Савельева был в комплектации «Максимум от ARB» - тот же комплект, что у Роберта, плюс экспедиционный багажник с палаткой Maggiolina, задний бампер с лебедкой и более уместные покрышки MT Baja ATZ Radial+.

Но самым ярким «плавсредством» флота экспедиции стала «желтая подводная лодка» - Jeep Rubicon Юрия Макаренко. В песках короткобазный автомобиль постоянно находился в движении, неожиданно выныривал из-за одного бархана, чтобы тут же погрузиться за другим. Тюнинг этого внедорожника был наиболее радикальным. Желтый «Рубикон» c черным тентом был единственным автомобилем, подготовка которого проходила не у специалистов фирменной станции ARB (не поэтому ли еще на европейском асфальте начала разваливаться задняя «калитка» с запаской?!). По спецзаказу Юрия машину отлифтовали, поставили удлиненные пружины, спортивные амортизаторы Fox с расширительными бачками, усиленные продольные рычаги и 32-дюймовые колеса BF Goodrich AT. Впускной тракт обогатился шноркелем и получил фильтр нулевого сопротивления(!), правда, расположившийся в собственном пластиковом корпусе. Из более традиционных для экспедиционного автомобиля доработок следует отметить силовые бамперы, ксенон «Союз 96» и отличный компрессор с емким ресивером.

Машина получилась очень заводной, с ярким живым характером. На песке и корке солончака легкий и мощный Rubicon не знал себе равных. Но для экспедиций он совершенно не подходит – на асфальте экипаж ощущает каждую мельчайшую ямку и незаметный стык дорожного покрытия, причем не только местом соприкосновения с подушкой сидения, а всем телом! Короткая база ухудшает управляемость, в салоне крайне мало места, «молнии» тента ничем не защищены (для присвоения вещей из салона злоумышленнику не нужно даже резать ткань). Но самый большой недостаток – запас хода бензинового «Рубикона» не превышает 400 километров! Для Сахары, где предпочитают дизтопливо, а заправки находятся на приличном расстоянии друг от друга, это очень мало. А места для канистр в маленьком «Рубиконе» просто нет!

Респект!

За два предыдущих путешествия в Тунис «Команда ASG» накопили хороший опыт, поэтому на этот раз многих проблем с организацией удалось избежать. Отсутствие языкового барьера, а также решение массы административных вопросов – заслуга менеджера-полиглота Ирины Валуевой. Благодаря качественной проработке маршрута и грамотным действиям на бездорожье (сказался большой джиперский опыт), заслуженным уважение участников пользовался Александр Давидюк. Сильной стороной была и медицинская поддержка экспедиции, поскольку среди экспедиционеров были сразу два профессора медицины – Галина Селиванова и Сергей Мадорский! И отдельное спасибо хочется сказать (а также напроситься в следующую экспедицию – в Алжир, Ливию или Марокко) людям, без которых это интереснейшее путешествие было бы просто невозможно - Роберту Санакоеву и Яну Хайцеэру.

По северу Туниса

Пробег от Москвы до Марселя - места погрузки на идущий в Тунис паром – прошел без происшествий, и 6 ноября началась африканская часть автоприключения. Первая ночевка ждала путешественников в городке Табарка, по дороге к которому была остановка на месте паломничества всех экспедиций «Москва – Карфаген» - у православного храма Александра Невского в Бизерте.

Во второй день пребывания на земле Черного континента участники занимались автоальпинизмом – штурмовали на машинах высшую точку Туниса гору Джебель Эль Шамби. Последнюю сотню метров склона пришлось преодолевать без дороги, буквально прыгая по камням. С помощью подсказок организаторов – Роберта Санакоева и Александра Давидюка – машины поднялись на самую вершину, а затем аккуратно спустились обратно. Интереснее всего было наблюдать за огромным «Хаммером», водительское кресло которого в этот день досталось Светлане. «Рояль» (именно такой позывной H2 получил за свои габариты и элегантность) уверенно справился с задачей, доставив впервые занимавшейся «горовосхождением не выходя из-за руля автомобиля» Свете массу положительных эмоций. Понравилась процедура и остальным пилотам.

Приключения начинаются

На третий день пребывания в Африке участники экспедиции добрались до Сахары. Традиционная для пробега «Москва – Карфаген» разминка перед преодолением пустыни – подъем и спуск по крутым грунтовым склонам и первым на маршруте песчаным дюнам – не менее традиционно переросла в удалые молодецкие забавы. Разрезвившиеся пилоты носились по барханам, прыгали с трамплинов и крутили стритрейсеровские «пятаки». В прыжках в высоту больше других преуспел Слава – Range Rover, совершив рекордный прыжок, бесспорно, стал чемпионом! Осмотр машины после приземления показал, что Sport с честью выдержал нелегкое испытание – кроме разбитого отвязавшейся и упавшей с багажника канистрой отражающего элемента зеркала и изрядно поцарапанной камнями защиты картера с машиной ничего страшного не случилось.

Засада!

После посещения декораций «Звездные войны», участники экспедиции прибыли к самому большому в Тунисе солончаку Шотт Эль Джерид. К сожалению (а возможно и к счастью, кто знает?), намеченный маршрут преодоления солончака оказался закрытым – военные на посту, который год назад мы проехали беспрепятственно, на сей раз были непреклонны – после прошедших обильных дождей движение по Эль Джериду крайне опасно! Мы уже знали о стихийном бедствии в этом регионе – переезжая абсолютно сухое русло речки у города Гафса, мы слушали рассказ нашего гида Риада о том, что за две недели до этого из-за дождей уровень воды поднялся на несколько метров, в результате чего погибло и пострадало около 40 человек. Ехать напрямик действительно было опасно, но у опытных организаторов был запасной маршрут. Однако события развивались таким образом, что не понадобился и он. После неудачной попытки съехать на бездорожье, колонна повернула на единственную асфальтированную дорогу, пересекающую Шотт Эль Джерид.

По обеим сторонам шоссе почти до горизонта искрилась на солнце сухая соль. Весной картина была другая, но не менее красивая – весь солончак был покрыт слоем воды, в которой отражались живописные облака и возникали миражи.

Время подходило к обеду, поэтому решено было организовать «пикник на обочине», то есть съехать на солончак рядом с трассой и уничтожить несколько сухих пайков, слегка освободив тем самым место в машинах. Только утолив голод, некоторые участники смогли оценить красоту окружающего их ландшафта и решили сфотографироваться на фоне проступающей сквозь полуденное марево горной гряды. Горы оказались далековато, решено было подъехать к ним поближе…

Возле асфальта соленый наст хорошо держал машины, однако, по мере удаления от шоссе верхняя корка начала проламываться, а слой красноватой грязи под ней становился все более насыщенным водой. На глазах у изумленных организаторов, не успевших пресечь всплеск опасного влечения джиперов к искусству светописи, «Тойота» и один из «Спортов» надежно засели в солончаке. Нужно сказать, что любители запечатлевать себя для истории достигли поставленной цели – интересных фотографий теперь много, и на фоне гор, и без них. Белоснежная соленая корка была похожа на лед, а застрявшие машины ассоциировались с зажатым льдом «Челюскиным». Место было гиблое – поспешивший на выручку легкий Rubicon также «прилип». Не смог добраться до «челюскинцев» и Defender Роберта, не позволила узкая резина. Оценив ситуацию, джиперы решили сначала освободить наименее погруженный в соленую грязь легкий Rubicon. Протянутых навстречу тросов двух лебедок и одного удлинителя хватило, чтобы вытянуть Jeep на относительно сухое место, правда, при этом разбортировалось спущенное до пол-атмосферы колесо. Мощный компрессор быстро сделал свое дело, и машина самостоятельно выдвинулась на исходную позицию для вытягивания «Спорта». Но для такого подвига одной машины было мало, Range сидел основательно, и легкая машина притягивалась к нему. Заякориться посреди соленой пустыни было не за что.

Ощущалась нехватка настоящих металлических трапиков – были только менее эффективные в данных условиях гибкие ленточные сэнд-траки. Кстати, очень неплохо зарекомендовал себя надувной домкрат – благодаря большой площади опоры он не проламывал наст. Выяснилось, правда, что раструб его шланга надежно налезает на выхлопную трубу только одной из застрявших машин. Хорошо, что конструкцией домкрата предусмотрен штуцер для обычного компрессора.

С самого начала процесса в ход пошли лопаты, копали все и с видимой охотой. Обычные в таких случаях шутки и смех делали атмосферу спасательной операции теплой и дружественной, несмотря на сгущающиеся сумерки. В конце концов «Спорт» был эвакуирован лебедками сразу трех машин! Остался последний, но самый тяжелый автомобиль - LC 200. При маневрировании для освобождения «Тойоты» подсел и второй Range Rover, доведя тем самым общее количество застревавших в этот день автомобилей до шести. Это стало рекордом, поскольку в первой экспедиции обездвиженными в солончаке оказались только 5 машин! В полной темноте грязные внедорожники выбрались на шоссе, чем сильно удивили местного жителя, считавшего, что из мокрого солончака достать машины вообще не получится.

Ночью в оазисе

На следующий день начались пески Большого Сахарского Эрга. От Дуза до оазиса Ксар-Гилан машины иногда подсаживались на песчаных переметах, и экипажи помогали друг другу. К вечеру караван прибыл в Эль-Борму, где джиперам предстояло провести две ночи в палатках. Правда, не всем. Игорь и Светлана предпочли разгрузить багажник и сложить заднее сидение своего «Хаммера» – получилось большое пространство с абсолютно ровным полом – и с комфортом устроились спать в своем «Рояле». Алексей жил на крыше – минута вращения ручки, и установленная на багажнике Maggiolina распахнула свои матерчатые двери. Остальные джиперы ночевали в палатках самых разных конструкций, от маленьких самоустанавливающихся Quechua до двухкомнатных вилл.

Царь горы

Поскольку экспедиция «Москва – Карфаген» проходит под эгидой Российской автомобильной федерации, а организаторы пробега – известные спортсмены, дневка была посвящена соревнованию, точнее - игре в Царя горы. На вершине расположенной рядом с оазисом Эль-Борма дюны был водружен флаг РАФ, а задачей участников было добраться до него и сфотографироваться. Кто первый, тот и победил. Большинство джиперов только начали подъем и преодолели несколько ярусов дюны, когда рядом с флагом всплыла Желтая подлодка - царем горы стал Юрий и его реактивный Rubicon! Мало того, до конца контрольного времени выступавший без штурмана Макаренко успел спуститься вниз и подняться на вершину с другой стороны.

Экипажи тяжелых Toyota и Hummer действовали наверняка – внимательно просматривали дорогу и двигались только вместе, чтобы в случае чего поддернуть застрявшую машину стропой или подтащить лебедкой. По другому склону пробирались к вершине два «Спорта». И совсем своей дорогой пошел Ян. К сожалению, никто из участников соревнования, кроме Юры, в течение контрольного времени у флага не появился – песок был более рыхлым и сыпучим, чем в марте.

Вторая половина дня предполагала расслабленный отдых, но, ощущая близость настоящих сахарских барханов, джиперы не усидели на месте – внедорожники вновь оказались на склоне дюны. Теперь все двигались одной колонной, коллективно выбирали траекторию движения и вместе копали. Медленное, но уверенное продвижение вверх смогло остановить только скрывшееся за горизонтом солнце. Выше всех, если, конечно, не считать носившийся вокруг колонны Rubicon, забрался Hummer. Получившие огромное удовольствие экипажи внедорожников спустились в лагерь.

Релакс

На обратном пути участники экспедиции посетили еще одну площадку с декорациями «Звездных войн», посмотрели на римский амфитеатр в городке Эль-Джем и познакомились с подземными жителями – троглодитами, после чего целыми и невредимыми добрались до берега Средиземного моря, в город Сусс. Оставалось только перебраться в Хаммамет чтобы предаться расслабленному отдыху и неактивному шопингу. Но полученные (или закрепленные) в путешествии внедорожные навыки не позволили джиперам спокойно релаксировать в тенечке. Поскольку рядом есть море – есть и песок! А если есть песок – значит, есть, где застрять. Застрельщиком выступил неугомонный Юра – заехав в море для эффектного кадра, самостоятельно выбраться на берег он уже не смог. На призыв с готовностью откликнулись экипажи «Спортов», и уже через пять минут несколько экспедиционеров весело толкали Range по пляжу. Подсел и Rubicon Яна. В общем, хорошо отдохнули.

В заключительный день состоялась экскурсия в бело-голубой городок Сиди-Бу-Саид и осмотр развалин Карфагена.

На чем поехать в Африку

Технических неприятностей в третьей экспедиции «Москва – Карфаген» было совсем немного. Учитывая очень активный стиль езды Юрия, загнутое неусиленное крепление усиленного продольного рычага можно считать мелочью. Больше смутили RR Sport. Две пробитые на грейдерах боковины низкопрофильных колес – вполне предсказуемый результат (плюс к этому, на африканском шиномонтаже, не зная как подойти к диковинным колесам, первым делом сломали ниппель с датчиком давления воздуха). Больше не понравилась вынужденная остановка из-за неисправности пневмоподвески одного из англичан. Машина опустилась в нижнее положение, что на грейдере было опасно. Возможно, виноват был залепленный грязью в солончаке компрессор. Кроме того, периодически загорались контрольные лампы неисправности двигателей и КПП, а в выхлопе постоянно присутствовал темный дым. Скорее всего, в этом повинно качество местного топлива, однако у других автомобилей всех трех экспедиций этого не наблюдалось. Собственно, на этом технический журнал экспедиции можно закрыть. Все остальные машины справились с задачей хорошо. Hummer приковывал взгляды местных жителей, но всегда заставлял помнить о количестве бензина в баке. Rubicon Unlimited комфортен, однако вопреки названию, объем его салона совсем не «беспределен», а багажник установить сложно. Внедорожный потенциал «Дефендера» в такой группе избыточен, а комфорта и скорости на магистралях часто не хватает. На наш взгляд, в Африке более уместен Discovery IV, чем RR Sport, по крайней мере, на него встают 16-дюймовые диски, да и в остальном он более приспособлен к преодолению бездорожья. Land Cruiser, как и участвовавший в прошлом пробеге Patrol, пожалуй, хороший выбор для поездки в пустыню через всю Европу. Кроме большого веса, предъявить этим машинам нечего. Однако управляемый опытнейшим экипажем Nissan в прошлой поездке не то, что не отставал от других автомобилей – главным образом помогал им в сложных ситуациях. Так на чем же стоит ехать в Африку? Вопрос правильный, поскольку в нем уже содержится посыл, что ехать все-таки стоит! Наш взгляд на оптимальный для подобного путешествия автомобиль таков. Прежде всего, это внедорожник (в смысле, не паркетник). Возраст, может быть, и не обязательно совсем детский, но точно не преклонный. Предпочтителен дизельный двигатель и хороший запас хода. Длинная база – залог того, что влезет весь необходимый «шмурдяк» и останется место для сувениров. Желательно поставить на машину усиленную подвеску, добавить блокировки, лебедку и обуть в относительно широкую резину, хорошо работающую на низком давлении. После продолжительного консилиума лучшие умы экспедиции сошлись на том, что оптимальными будут покрышки All Terrain. Обязательным требованием является качественная подготовка автомобиля к путешествию. В Тунисе найти запчасти для Land Rover, Hummer или Jeep большая проблема, фирменные сервисные центры есть только в столице. А на нефирменном лучше всю работу делать самому, как поступил при ремонте колеса опытный Андрей Родионов, оценив квалификацию местных «мастеров».

  А самое главное, чтобы организатор экспедиции был опытным, грамотным и адекватным, хорошо знал специфику африканского бездорожья и мог оценить, насколько сложность маршрута соответствует возможностям вашего автомобиля!

Все новости
 
 
Ближайшие
события
Весь календарь трофи
Последние
фотоальбомы
2-й Этап ЧР по ТР "Кубок РСТ" 2012
Дакар 2012
Награждение победителей официальных соревнований по автомобильному спорту 2011 года.
II этап кубка России по ралли-рейдам "Баха ASG Herzog Горький17". Фото Бориса Теплицкого.
II этап кубка России по ралли-рейдам "Баха ASG Herzog Горький17". Фото Бориса Теплицкого.
Опрос
Как предпочитаете проводить выходные?

Дома у телевизора

На даче

На рейдах

Проголосовать
Подписаться
на новости
Подписаться
 
Àêòóàëüíàÿ ïîääåðæêà ñàéòà
 
ГлавнаяТрофи рейдыРалли рейдыДжип-триалРейд двух столиц
Размещенные на данном сайте тексты или изображения не могут быть размещены в интернете или опубликованы другим способом без прямого письменного разрешения команды ASG. При цитировании прямые ссылки на сайт обязательны.
 
 
Âîçâðàò íà ãëàâíóþ ñòðàíèöó.